Мы опять едем на Север.
Миновал год с поездки 2022, и как-то буднично-технично подготовилась следующая. На самом деле, за кажущейся легкостью сборов всегда стоит очень многое:
— друзья, которые составляют команду
— проработка маршрута, устраивающего все экипажи
— подготовка автомобилей
И самое главное — то, что в головах. То, чем Север закогтил наши души, и тянет к себе снова и снова. То, благодаря чему мы, несмотря на любые трудности, в который раз выкатываемся на трассу Кола
Много лет подряд мы проскакивали Вытегру ходом, сворачивая лишь на заправку Лукойл — залить баки до полного. В этом году наконец удалось познакомиться с городом и его историей поближе
Первое письменное упоминание о Вытегорском погосте на торговом пути Великий Новгород — Шексна относится к 1496 году.
Через город проходил торговый тракт из Архангельска в Санкт-Петербург. В 1715 году была построена государственная верфь, действовавшая до 1847 года
Городская набережная оформлена весьма достойно — время, потраченное на прогулку, лишним точно не будет
Подводная лодка Б-440, проект 641, по классификации НАТО — Фокстрот, была заложена 1 июня 1970 года на Ново-Адмиралтейском заводе в Ленинграде, и спущена на воду 16 сентября 1970 года.
16 января 1971 года после испытаний вошла в состав 211-й бригады 4-й эскадры подводных лодок Северного флота СССР
Для понимания, насколько богатым послужным списком обладает корабль, немного информации с сайта deepstorm:
1971 год 16 января
Вошла в состав Краснознаменного Северного флота. Зачислена в состав 211-й БрПЛ 4-й ЭскПЛ КСФ с базированием на Полярное;
1971 год 10 декабря — 1972 год 24 июня
Выполнила задачи БС в Средиземном море в составе 69-й БрПЛ КСФ. Весной 1972 года была переразвернута к побережью Африки и осуществила заход в порт Конакри (Гвинея);
1973 год 15 сентября — 1974 год 8 октября
Выполнила задачи БС в Средиземном море в составе 69-й БрПЛ КСФ;
1978 год — 1979 год
Выполнила задачи БС (командир — Тураев А.М.) в Атлантическом океане. С 16 сентября по 11 декабря 1978 год отряд кораблей ВМФ СССР (командир отряда — кап.1р. Ю.Ю. Аристович) осуществил поход на Кубу в составе БПК «Славный» проекта 61, 2 СКР «Сильный» и «Бодрый» проекта 1135 , ДПЛ Б-440 проекта 641, спасательного судна «Алдан» и танкера «Олекма». 16 сентября оряб кораблей прибыл в Гавану (Куба), затем отряд выполнил поход по Мексиканскому заливу и зашел в Сьенфуэгос (Куба). Это посещение Сьенфуэгоса продолжалось 65 дней и стало самым длительным за весь период посещений Кубы кораблями ВМЫ СССР. Корабли участвовали в совместных учениях с ВМС Кубы и по их результатам ПЛ Б-440 получила блестящие отзывы министра обороны Кубы Рауля Кастро, который принял советского командира и лично поблагодарил за высокую морскую выучку;
1989 год 12 августа
При выполнении задач БС в Баренцевом море на скорости 2 узла на глубине 80 м попала в трал норвежского рыболовецкого траулера «Орион» к юго-востоку от острова Медвежий в международных водах в Норвежском море. Всплыв в надводное положение командир ПЛ обнаружил в 3 кбт норвежский сейнер с выметанным тралом, ваер которого зацепился за киповую планку и кормовой кнехт левого борта. Сеть была снята силами личного состава ПЛ (пять членов экипажа ПЛ пробовали разрезать сеть газовой горелкой, после неудачи сеть срубили топорами и кувалдами), после чего она погрузилась. ПЛ была сфотографирована, но связь по УКВ (16 канал) не устанавливалась из-за плохой обученности личного состава. При переговорах голосом командир ПЛ национальную принадлежность скрыл. Положенного донесения о попадании в трал в адрес управляющего КП не сделал. Незастрахованная сеть траулера, оцененная в 70000 $ была потеряна.Основной причиной происшествия являлось безграмотное маневрирование и неоправданное сближение с целями;
1998 год
Исключена из боевого состава флота и передана в ОРВИ для утилизации, в г.Кронштадт поставлена на отстой. Были данные о переоборудовании в музей и подготовке к продаже в Австралию;
2003 год
Принято решение установить ПЛ в качестве музея в г.Вытегра Вологодской области. Начало подготовки для переоборудования в музей на Кронштадтском морском заводе;
2005 год сентябрь
Завершено переоборудование в музей. Часть из отсеков сохранена практически полностью, а часть использована под экспозицию музея;
2005 год сентябрь
В Вытегорском заливе были произведены дноуглубительные работы. Углубление дна — необходимое условие для приема подводной лодки-музея, которая ошвартовалась у береговой черты залива и стала базой для Музея боевой славы моряков всех поколений. В Вытегру ПЛ была доставлена по акватории Ладожского и Онежского озер с помощью понтона;
2005 год 10 декабря
Открытие экспозиции подводной лодки-музея. Командиром мемориального корабля назначен бывший подводник Тихоокеанского флота капитан 3-го ранга Валерий Hазаренко
На подводной лодке ваш покорный слуга побывал в первый раз — являясь, между тем, согласно ВУС, командиром БЧ-5. Как раз в момент прохождения обучения на военной кафедре по специальности «Энергетические установки подводных кораблей» с Советской Армией случилось то, что случилось. И впервые за десятки минувших лет выпускники военной кафедры нижегородского Политеха на сборы в Североморск не поехали
Первая ночевка случилась на Челмужской косе, которую мы давно хотели исследовать
Место для лагеря пришлось поискать — как-никак, на календаре суббота — но всё получилось
Следы предыдущей цивилизации:
Медвежьегорск всегда очень важен, вне зависимости от того, заезжаем мы в Карелию с М8 или с М11, и вне зависимости от того, будут ли в дальнейших планах озера карельской глуши, или же северные моря. В любом случае — заливаем солярку под горло
Столь ценный населенный пункт возник как посёлок при станции Медвежья Гора (открытой в 1916 году и называющейся так до сих пор); название было дано по деревне Медвежья Гора, находившейся в 30 километрах от станции. В 1938 году посёлок Медвежья Гора был преобразован в город с названием Медвежьегорск
Кандалакша. Это значит — мы на Кольском!
Душа, свернутая городом в тугую, готовую лопнуть пружину, разворачивается и начинает петь.
Стоянка в Кандалакшской губе:
Белое море улыбается нам:
А мы — ему, счастливыми глазами через объектив фотоаппарата:
Приехал экипаж Андрея и Жанны:
Мы снова вместе!
Перегон Кандалакша — Мурманск прошли быстро, традиционно затарились в мурманской Ленте провиантом и, слегка перегруженные, вывалились на уже знакомую дорогу по указателю «Серебрянская ГЭС»
Тундра Кольского таит в себе какую-то необъяснимую магию, напрямую воздействующую на мозг. Ничем иным объяснить, почему меня каждый год грузовой стропой тянет в это сурово-холодное царство камней, мха и ослепительно-синего цвета озёр, невозможно
Часто спрашивают, на чем можно проехать в Зеленцы. На снимке ниже — увлеченный Севером мужчина из Питера на стоковом Йети. По этому спуску мы сопроводили его в два штурмана, почти без ошкуривания днища. Но это был путь вниз (а в обратный ход предстоял подъем), и не самый сложный.
Дастер пройдет относительно легко, также в поселке видели Q5, и были замечены паркетники типа Sportage с каплями на фаркопе.
Резюмируя: как и всегда, рулит прокладка между рулем и сиденьем — но геометрия и крепкая резина не помешают, дабы минимизировать последующие расходы.
Дальние Зеленцы, осталось чуть-чуть. Добрались!
Баренцево море, как же мы скучали!
Помните разборку-сборку автомата Калашникова? Установка лагеря опытными экипажами очень на нее похожа: в кратчайшее время с минимумом лишних движений
Маркиза у нас теперь новая, и к ней прилагается пол. Используется это, прямо скажем, спорное решение, далеко не во всех походных условиях, но иногда без него не обойтись
Кухня при этом организуется следующим образом:
Важный вопрос — наличие в местах предполагаемых стоянок пресной воды. Несмотря на планирование, в резерве у каждого экипажа — не менее двадцати литров питьевой.
На снимке ниже — пресный ручей в Зеленецкой губе:
Добыли воду, теперь можно и заготовить мясо для шашлыка:
После чего выйти на короткую вечернюю прогулку:
Прикасаясь к камням, тысячелетиями выдерживающим тяжелые удары моря, чувствуешь, как привычная картина мира и место человека в ней начинают слегка меняться
Суровые берега:
Камеру в кофр можно не убирать — всё равно будете доставать ее на каждом шагу
Еще немного про походную кухню. Вот такая горелка, NVZ-2000
Работает у нас уже восемь лет и позволяет готовить на компанию — казан объемом 6 литров — множество вкуснейших блюд, например, шурпу из телятины
Переходим к водным процедурам! (с)
Зверосовхоз в сборе. Обратите внимание на прозрачность воды:
Подводная охота, как обычно, удалась
И на ужин экипаж Андрея и Жанны угощал лагерь жареной камбалой
Перед сном сбегали на короткую разведку предстоящей вылазки на острова Ягодный и Птенцовый. Вот они на заднем плане, туда мы отправимся завтра
Утро. Двое в лагере, не считая еще двоих
Легкий завтрак:
И пора выдвигаться
Наша цель — острова Ягодный и Птенцовый
Баренцево море очень редко балует солнечной, теплой и, самое главное, безветренной погодой. Тем чудеснее было загорать на краю земли
Пора вовзращаться. Камеры при этом по-прежнему не зачехляются
И вот он, лагерь
И снова водные процедуры — теперь уже с целью добыть на ужин морских обитателей
Наступил следующий чудесный день
В планах которого у нас посещение Мурманского Морского Биологического Института, являющегося фактически символом поселка. В прошлом году много внимания ММБИ уделить не получилось, пришло время восполнить упущенное
Зверобойная шхуна, построенная финнами. Место постройки — г. Турку, 1954 г. Длина — 40,5 м. Грузоподъемность — 200 тонн. Корпус судна изготавливался из дерева различных пород. Так набор был сделан из дуба, форштевень и ахтерштевень из африканского дерева пироба (“железного” дерева), многослойная обшивка из лиственницы и пихты. Носовая часть судна обивалась броневым листом толщиной восемь миллиметров, а вся подводная часть – листами фосфористой бронзы толщиной пять миллиметров.
Толщина наборной обшивки доходит до пятидесяти сантиметров. На судне установливался восьмицилиндровый дизель фирмы Бокау-Вольф мощностью 320 л.с. Судно предназначалось для работы за полярным кругом и, при экипаже 12 человек, брало на борт до 40 зверобоев и уходило на много-месячный автономный промысел с возможностью вмерзания в лед. Шхуна зимовала в полярных льдах, охотники добывали тюленей, которые сразу же перерабатывались. Специальная печь (диаметром полтора и высотой четыре метра), расположенная в трюме, служила для вытапливания тюленьего жира и обогрева жилых помещений и могла работать практически на любом виде топлива – солярке, дровах, угле, том же тюленьем жире.
Назывался этот корабль — Майна:
Коррозионная станция:
Скалистые северные берега. Эта картинка будет прочно сидеть в голове до следующего лета
Как любил говаривать Арнольд Густавович — I’ll be back…
Мы обязательно вернемся!