Тут буду я! Тут жизнь теки!..
О счастье жизни сей волнистой!
Где ты — в чертоге ль богача,
В обетах роскоши нечистой,
Или в Карелии лесистой
Под вечным шумом Кивача?
Ф.Н.Глинка
С начала года у нас уже были намотаны на кардан Крым и Грузия. И если первая поездка не несла в себе каких-либо загадок и сюрпризов — мы неспешно-вальяжно катались по знакомым местам полуострова, попутно открывая для себя незнакомые — то путешествие в Грузию подарило такие яркие впечатления, каких не ощущалось со времен нашего знакомства с Мангистау.
Однако более всего я ждал именно того момента, когда автобус, прошлепав шинами по разбитому асфальту срезки Чудово — Старая Ладога, вывалится на трассу Кола. Впереди тысяча километров суровой северной красоты, справа — Белое море, слева в полутора сотнях километров — финская граница. Странные, наверное ощущения, но именно здесь я чувствую себя как дома. Это — любимый Север.
Прокатив за первый ходовой день около тысячи ста километров, встали на ночевку около речки Тивдия:
Ночь была холодной и сильно влажной, утром диспозиция в лагере напоминала популярное мультипликационное произведение про ежа и лошадь:
Тем не менее, ничто не могло помешать экипажам наслаждаться питательным завтраком, греясь в рассветных лучах, пробивающихся сквозь пелену тумана:
Позавтракав и покидав в машины мокрый шмурдяк, двинулись в сторону Мурманска, но далеко от стоянки отъехать не получилось — указатель уровня топлива в УАЗе подозрительно быстро падал на ноль:
Довольно быстро обнаружили течь трубки подачи на ТНВД. Давление в три атмосферы — ерунда, тут даже говорить не о чем, замену можно соорудить из говна и палок. В ЗИПе у Евгения имелся подходящий шланг, у меня нашлись хомуты — и через час мы уже катились по Р21, не орошая более дорожное полотно дизельным топливом.
— Сергий, температура ползет. — через сорок километров беззаботного мчания пробурчала рация.
— Давай на обочину, смотреть. — воображение вмиг нарисовало поведенную от перегрева башку ивековского дизеля, которую в Карелии мы найти явно не сможем, и бесславное окончание путешествия.
Осмотр автомобиля силами двух бывших представителей диагностической элиты РОЛЬФ-Сити выявил следующее:
— рост температуры двигателя Евгений отловил по мультитрониксу, а не по стрелочному указателю, который умеет сигнализировать лишь о том, что двигатель уже светится красным в темноте. Это вселяло уверенность в том, что фатально мотор перегреться не успел;
— антифриз в расширительном бачке отсутствовал;
— ага, вот и оно! — отвалился от верхнего бачка радиатора тонкий патрубок к расширительному бачку.
Долили в систему три литра антифриза, вставили на место патрубок, сняли с расширительного бачка крышку — и потянули до Медвежьегорска. Где окончательно закрепили злополучную трубку холодной сваркой, залились до верхней метки антифризом и покатили на Кандалакшу.
Про магазины в Кандалакше есть небольшие новости.
Раньше мы всегда закупались продуктами в Перекрестке, который сразу после «ноздрей» с левой стороны, вот тут: 67.158993, 32.404395. Теперь там располагается Spar, ассортимент которого ввергает в неизмеримую тоску. Но оказывается, совсем рядом, на улице Пронина, находится Магнит: 67.158776, 32.398687. Не ожидал от магазинов этой сети изобилия, но — там есть всё!
До цели осталось совсем немного, доездинг первой части путешествия подошел к концу. Наконец-то под колесами песчаные дорожки Терского берега:
Добрались!
Тоня Тетрина:
Три года я мечтал привезти ребенка на Терский берег, и вот они познакомились
— Оля, это Белое море
— Белое море, это Оля
На тоне было суетно, людно и гомонливо. Сорок шесть немецких автопутешественников на двадцати трех полноприводных автодомах — это не фунт изюма. Так что мы старались не отсвечивать и хозяевам особо не мешать, они и так с ног сбились.
Погоды на северах суровые. По словам Александра Борисовича, за всё лето на море он видел три солнечных дня. И один из этих трех дней выпал как раз на наш приезд.
Самый вкусный в мире завтрак:
И скорее на море
Пока все спят, самое время тихонько пошпионить в немецком лагере. Когда еще увидишь такой филиал Abenteuer Allrad!
Старенький полноприводный Iveco:
Унимоги:
Кемпер Bimobil на полноприводном шасси MAN LE-10.220:
Опять Мерседесы:
Шасси желтого кемпера идентифицировать не удалось:
Вид на нашу стоянку с тыла. Слева от автобуса — кальянная комната помещение для копчения рыбы:
В котором мы сейчас начнем готовить умопомрачительные вкусности.
На море второй день стояла тяжелая зыбь — о том, чтобы выходить на лодках, нечего было и думать.
Немцы меж тем неспешно готовились к завтрашнему отъезду:
Были в их команде и такие аппараты. Размер дома на колесах в полной мере ощущается только когда стоишь рядом:
Жилой модуль Bimobil на шасси Iveco Daily 4×4:
Размер имеет значение!
Еще один кемпер на полноприводном шасси Ивеко:
MAN LE-10.220:
Iveco Daily 4wd Bimobil. Обратите внимание на гидроцилиндры, служащие для выравнивания машины в горизонт на стоянке:
MAN-F90-14.264:
Снова Bimobil на шасси Iveco Daily 4×4:
Кажется, благодаря этой беломорской экспозиции я определился с мечтой, в направлении которой буду ползти. Внедорожное шасси, допускающее перемещение по трассе на комфортных скоростях; и невысокий компактный модуль, не превращающий конструкцию в шаткую этажерку:
Меж тем в складках местности начали скучиваться аниматоры, приглашенные для развлечения иностранных гостей:
И вот уже зрители и исполнители на стартовых позициях:
Понеслась!
После прощальных поцелуев немецкие путешественники собрались в обратный путь. Похоже, не все одной колонной — спустя три недели в фейсбучной группе MAN Expedition Vehicles я наткнулся на сообщение, что этот MAN 6×6 в одиночку видели на Рыбачьем.
На берегу после отъезда большой компании воцарились покой и благолепие.
Волнение всё ещё не позволяло выйти на лодках в море, и мы отправились исследовать сушу.
Призрачной целью было одно из озер в паре десятков километров от тони — мы надеялись добраться до него и попробовать половить-таки рыбу. Поначалу уазик весело катился по ровным песчаным дорожкам, но километров через пять начался каменный триал, а дорога сузилась до размеров квадроциклетной тропы. Продравшись сквозь заросли карликовых берез еще на несколько километров, уткнулись в болото, после которого дорога была полностью завалена буреломом. Рубиться дальше в одну машину смысла не было.
— Евгений, озеро по карте должно быть совсем рядом (метров четыреста через болото, гыгы). Раз уж сюда пробились — сбегаю пешком, гляну, что там и как.
— Ну давай, на расстояние крика. Мы пока развернуться попробуем.
Положив в карман фальшфейер, отправился к озеру. Перекрикиваясь время от времени с экипажем УАЗа, аккуратно обошел болотину и выбрался на продолжение дороги. Голоса от машины доносились всё глуше, меж деревьев висел густой туман, а вдоль дороги стояли характерным образом раскопанные высоченные муравейники.
Выйдя на берег лесного озера, остановился на краю пружинящего под ногами мшистого ковра. Картина вокруг была умиротворяюще-монохромной — прямо рядом со мной, совершенно не боясь, плавали три крупные черные птицы, берега озера скрывал туман, а гладь темной воды была столь ровной, что волновать ее забросом блесен казалось прямо-таки кощунством. Надо всем этим великолепием низко висело хмурое серое небо.
Так я простоял минут пять, вслушиваясь в оглушающую тишину и переступая с ноги на ногу, чтобы не увязнуть в трясине — и тут сзади, совсем рядом, тихо ЗВЯКНУЛ КОЛОКОЛЬЧИК
— Медведь вряд ли будет гулять с бубенцами… это что-то другое… черт, и туалетную бумагу я, кажется, не взял — чувствуя, как волосы приподнимают бандану, медленно, медленно обернулся.
На буро-рыжей, прибитой недавним дождем траве виднелись только мои следы, зигзагами обходившие окна воды на пути от леса к озеру. Никого и ничего, насколько глаза видели сквозь туман, рядом не было.
В голове вихрем пронеслись:
— вся фильмография Кинга;
— трагикомедия Зловещие мертвецы из восьмидесятых;
— истории о саамских колдунах;
— и зачем-то фотография палатки исчезнувшего несколько лет назад на Сейдозере человека
Коснулся рукоятки ножа, локтем ощутил фальшфейер в боковом кармане куртки и шагнул обратно по своим следам.
— Кажется, пора возвр…
— ДЗИНЬ!
— БЛЯДЬ!
Нет, это не духи звали меня к себе. Это чертов яблофон, болтающийся в нижнем кармане штанов, в режиме полного отсутствия сети ухитрился принять смску, и радостно (а главное, как вовремя!) о ней оповестил.
После целого дня покатушек по медвежьим лесам вечерняя баня зашла просто чудесно. Температура на улице была примерно градусов семь, и очередная группа туристов квадратными глазами таращилась на нас, бегавших по берегу от бани до чана с ламинариями и обратно
Козули — поморское угощение. На Терском берегу их выпекают из ржаного теста. Считается, что они оберегают дом и семью от злых духов. Что интересно, слово произошло совсем не от «козы» или «косули», как можно было бы подумать
На следующий день — о счастье! — зыбь на море слегка успокоилась, и наконец стало возможным спустить лодки.
Один держит лодку носом против волны, второй управляется со снастями:
Мечты о рубленых котлетах всё ближе:
До сего момента котлеты мы делали только из щуки. Как выяснилось, красная рыба в данном кулинарном изделии не менее прекрасна. Было очень вкусно!
Середина недели, пасмурная погода, посетители разъехались — красота!
День отъезда. Солнце, синее небо и штиль на море:
Теперь можно и с ребенком на рыбалку выйти. Первая треска:
Напоследок еще раз поднял коптер:
Мы будем скучать!
Дальше наша логистика немного усложнилась — Ольге надо было в пять утра вылетать из Мурманска домой в Москву. Поэтому автобус укатил по вечернему отливу из тони в Мурмаши, а Евгений должен был ждать его утром следующего дня в Кандалакше. Однако сбыться этим планам суждено не было.
Обратно от Мурманска к Кандалакше я спускался на крепчайшем кофе и сигаретах, потому как сил бороться со сном у организма уже не было никаких. — Сейчас встретимся, закупимся едой, останется продержаться чуть больше сотни до Алакуртти — и буду спать. Сутки, не меньше! — и тут в whatsapp свалилось сообщение, от которого наваливающийся сон как ветром сдуло.
— Коренной лист пополам. Под Умбой.
— Мост уехал? Ехать можешь, или встал?
— Ползу.
Рессоры для УАЗа в Кандалакше мы, конечно же, нашли. Сложнее оказалось определиться с сервисом — магическое слово Патриот ввергало работников болгарки и кувалды в священный трепет. Не помогали даже заверения в том, что к новым рессорам у нас есть вся необходимая требуха в виде серег, пальцев, стремянок и т.д. — то есть режь не хочу, художественным откручиванием десятилетней резьбы никто заниматься не заставит.
Отчаявшись прельстить сервисменов наличностью, и уже почти свыкнувшись с мыслью заночевать в Кандалакше, а утром самостоятельно предаться жесткой любви с ходовой частью УАЗа, зачем-то возвращаемся в магазин. Продавец, проникнувшись нашей бедой, с полчаса обзванивает знакомых — и вот уже Патриот, задранный цепной талью за фаркоп, висит в одном из гаражей на окраине города, из-под него летят снопы искр и отборный мат, а наши надежды уехать сегодня на исправной машине уже не кажутся такими призрачными.
Спасибо мужикам, всё получилось, и в шесть часов вечера пятницы мы выкатились из Кандалакши на трассу Кола.
На ужин остановились в кафе Тэдино. Там всё так же вкусно и сытно, как и шесть лет назад. Пожалуй, на перегоне Кандалакша — Пушной это лучшее заведение, рекомендую.
Промежуточная ночевка на реке Кереть. Дикие утки совершенно не боятся людей, и выходят кормиться прямо к ногам:
Карельский рассвет:
Сегодня нам надо найти стоянку на ближайшие дни. Периодически попадались оборудованные кемпинговой мебелью площадки:
Но мы всё искали, искали, петляли по карельским дорожкам…
И нашли!
Теперь можно и отдохнуть. Белое море и Терский берег, конечно же, хороши, но по закатам на карельских озерах я скучал никак не меньше.
Вот так выглядел наш лагерь на рассвете:
Думаю, это была лучшая стоянка за десять лет наших путешествий по Карелии:
Чистейший песок на длинном узком мысу, вокруг вода, и никаких следов человека. Расположение лагеря также очень понравилось тем, что погодные условия с двух сторон мыса были совершенно разными. Хочется свежести и прохлады — надеваешь теплую безрукавку, идешь на наветренную сторону, любуешься барашками на воде и кайфуешь от отсутствия комаров. С подветренной же стороны в это время — нагретый солнцем песчаный пляж, матрас для принятия солнечных ванн и полнейший штиль на воде. Между двумя разными климатическими зонами — пятьдесят метров. Очень здорово!
А вот и рыба!
Которая была без промедления помещена в коптилку:
И с аппетитом сожрана. Кстати, рыбалка в последнее время вполне себе трудовая, поймать даже закилошную щуку удается далеко не сразу, поэтому рекомендую обязательно иметь в рукаве альтернативные варианты:
Подобные походные блюда ощутимо скрасят меню путешествия в отсутствии удачной рыбалки:
Опробовали недавно купленный sup-board. И дети, и взрослые были в восторге, за доской стояла очередь
Путешествие получилось насыщенно-вкусным. Воспоминаний, позволяющих не жалеть о том, что оно уже завершилось, хватит очень надолго
Северные поездки предыдущих лет:
2017: Терский берег, или Пятьдесят оттенков желтого
2016: Мечты сбываются. Белое море и южный Кольский
2014: Карелия 2014
2013: Северный ветер, или Четыре года до мечты
2012: Карелия 2012
2011: Карелия 2011
2010: Карелия 2010
2009: Карелия 2009. Первое путешествие