Жить без полного привода стало неинтересно — это я понял практически сразу после продажи Нивы. С асфальта, конечно, успешно съезжал и до нее, на казалось бы не слишком подходящих для этого автомобилях — сороковом москвиче и ауди-сотке. Но именно Нива подарила то незабываемое ощущение вседозволенности, когда автомобиль едет там, где человек не в состоянии передвигаться на ногах.
На дворе был 2008 год, ушатанные легендарные тойоты-восьмидесятки стоили каких-то совершенно невменяемых денег (сейчас абсолютно аналогичная ситуация с сотками), поэтому в качестве вариантов рассматривались Pajero-II, Terrano-II, Grand Vitara XL7, Terracan и Galloper-II. На тот момент я уже давно и плотно работал в группе компаний РОЛЬФ, и предпочтение отдавалось брендам Mitsubishi и Hyundai (поскольку имелся свободный доступ к технической документации и каталогам запчастей, а также опыт диагностики и ремонта).
В качестве недостижимой мечты выступал Mitsubishi Space Gear (леворульный аналог Делики), но машин этих в продаже было ничтожно малое количество. Правый руль же не возбуждал абсолютно, то есть совсем. И тут я каким-то образом вышел на мало кому известный в то время автомобиль Hyundai Starex.
Официально ввезенные в Россию полноприводные автобусы под именем H1 мне доводилось видеть и ранее — на тот момент практически все они обслуживались у дилеров. О покупке нового в салоне дилера речь, разумеется, не шла — а вот подержанные экземпляры, особенно «узкоглазые» дорестайлинговые, имели вполне нормальную стоимость.
В итоге свой автобус я искал больше трех месяцев. Всё это время краем глаза косился на объявление из Наро-Фоминска, где уже довольно долго продавался единственный бензиновый полноприводный Старекс (подавляющее большинство двигателей на данных автомобилях — дизельные). Отсмотрев в Москве больше тридцати умирающих и уже убитых ведер, и пребывая в состоянии нахрен эти бусы, одни дрова, куплю лучше галлопер или вторую паджеру безысходности, решил прокатиться-таки по Киевке.
И вот он — в полностью стоковом состоянии, на маленьких шинках от моноприводной версии:
Тут-то, собственно, и началась у автобуса совсем другая жизнь…
Год 2009. Первое путешествие, Карелия. В одну машину. Поставлена атэшка гудрич 29.5 дюймов, дающая непередаваемое ощущение завзятого оффроудера. Усиливали его экспедиционный багажник и привинченный к оному хайджек:
Год 2010, вторая Карелия, уже в два автобуса:
Бус-напарник был также стоковым, поэтому особых унижений я не испытывал. Они поджидали в следующем году.
Год 2011 — снова Карелия, в команде два стоковых УАЗа и мой автобус-пузотер:
Здесь появилось понимание, что в первую очередь мне нужна геометрия. Такая, или даже лучше:
За зиму была проведена работа над ошибками:
Что хотелось в результате этой работы иметь:
1. Дорожный просвет. Причем именно под задним мостом и под передним подрамником, а не под порогами и брюхом. Строить этажерку, под которую можно зайти на корточках, но при этом имеющую стандартный просвет под мостами, мне не хотелось. Поэтому была выбрана концепция максимально допустимого в разумных пределах размера колес. Разумный предел в случае Старекса — это тридцать один дюйм. Колеса диаметром тридцать три и более дюймов вызывают неконтролируемое и внезапное отторжение автомобилем отдельных элементов подвески и силовой структуры кузова. Сомневающиеся могут зайти на форум отмороженных бусоводов делика-клуба и лицезреть там множество красочных фотографий рваного металла.
2. Защищенные передний и задний свесы. Задний бампер на Старексах, если съезжать с асфальта, является расходником из-за длинного заднего свеса. С передним свесом ситуация лучше, но его защита и возможность джечить морду лишними не будут
3. Лебедка. После долгого вдумчивого изучения темы я понял, что постоянно возить около 50 кг в переднем свесе не готов. Зато с удовольствием готов пользоваться возможностью лебедиться как вперед, так и назад
4. Дополнительный запас топлива на борту
В итоге бус получил:
— 31 MT колеса на штатных дисках (что позволило обойтись без резки арок)
— задний силовой бампер с квадратом под лебедку
— силовые пороги вместо штатных хлипких трубок
— силовую дугу под передний бампер с квадратом под лебедку
— дополнительный бак 85 литров на месте запаски
— лифт задней подвески 2″ для компенсации нагрузки от навешенного железа
— съемную лебедку с тягой 12500 в корзине с квадратом
Инвертор, рацию и рабочий свет, наверное, можно не упоминать.
Фотографии отдельных элементов силового обвеса и их расположение на автомобиле можно посмотреть здесь
Лифт задка был выполнен проставками под пружины высотой 5 см. Естественно, потребовалось удлинить штоки задних амортизаторов и переварить крепления тормозных шлангов. Еще одна тонкость — обязательная установка проставок под отбойники заднего моста
Карелия-2012 меня очень порадовала. Автобус спокойно полз за Патриотами по камням и бревнам, не рискуя что-либо оторвать или помять, а на мягких топких грунтах (все-таки три тонны полной массы) страховала лебедка.
Однако нужно было что-то делать с задней подвеской. Энергоемкости газовых амортизаторов Kayaba при полной загрузке явно не хватало — корму на пологих волнах асфальта частенько пробивало. После долгого выедания собственного мозга внутрь задних пружин были помещены пневмобаллоны, накачаны до 1.8 атм — и проблема ушла.
Год 2013. Наконец-то мы поехали на Средний и Рыбачий.
Пароварская дорога:
Два брата:
На трассе Кола:
Концепция постройки полностью себя оправдала. Дальше дорабатывать было уже нечего.
Год 2014, Северная Карелия:
За десять лет и сто тысяч километров только подо мной (на одометре триста тысяч километров) автобус ни разу не зажег check engine. На эвакуатор встал один раз, когда я по собственной тупости спалил щетки генератора, подключив бытовой пылесос Циклон-М к полуторакиловаттному инвертору.
Сделанным тогда выбором я очень доволен. Именно этим и обусловлено приобретение в 2014 году второго полноприводного автобуса, уже в рестайлинговом кузове и с дизельным двигателем.
Рассказ о его подготовке и особенностях эксплуатации можно почитать здесь: https://vanlife-travel.ru/2019/12/01/podgotovka-hyundai-starex-4×4-dlya-puteshestvij/.