vanlife travel

Так не бывает, или Путешествие на Мангистау

Казахстан, полуостров Мангышлак. Путешествие на дно древнего океана, в мир бескрайней глубины просторов, необыкновенных творений ветра, воды и времени

Ноябрь, поздний вечер. Тускло светит переноска, ветер снаружи воет и сечет колючим снегом ворота гаража. Меняю автобусу масло. Чтобы добраться до фильтра, снимаю защиту, обстукиваю с нее глину. Глина рассыпается по полу… и тут внезапно всё помещение наполняется густым ароматом степной полыни. Как будто вчера… Аккуратно кладу ключи на пол и сажусь на снятое колесо, привалившись спиной к стене. Вспоминать

Сергей Мясников:
Казахстан является светской поликонфессиональной страной. Основные (наиболее широко распространенные) религии — ислам и христианство (православие). В связи с этим устоявшиеся нормы поведения и морали в странах с подобными устоями в полной мере применимы и в Казахстане
Сергей Ломунов:
Сережо, давай дождемся инфы по выходному пособию
там посмотрим
хотелось бы к началу августа на работу выйти
поэтому для недорогих скромных путешествий у нас остаются май и июнь
Хибины проще, чем Казахстан
единственная проблема – раньше середины июня Лорен на севера и арканом не затащишь после прошлогоднего июньского отпуска
когда на Суккозере снег пошел 14-го июня
Сергей Ломунов:
чудовище, ты тут?
я прикинул раскладку маршрута по Казахстану
даже без бонусной программы мы не убираемся в 11 дней, если ехать в щадящем режиме
так что никаких ночевок и пьянок в Самаре не получится
Сергей Мясников:
А подробнее?
Сергей Ломунов:
щас
пока на бумаге рисовал
Сергей Мясников:
Сирожа, ехать без остановки 11 дней?
Сергей Ломунов:
два дня в середине на отдых
Сергей Мясников:
Я к концу второго дня стану совсем недружелюбным
Сергей Ломунов:
тогда тебе надо лететь в Актау еропланом и брать там в аренду уаз
смотри в вотсапе наброски
Сергей Мясников:
Посмотрел уже. Чего-то я в ужасе
Сергей Ломунов:
нам валить надо будет не два дня, а неделю минимум
но к этому надо относиться философски
если Кольский маршрут вы еще могли списать на мое зверство – то тут не выйдет. Так все ездят каждые майские, маршрут стандартный
Сергей Мясников:
Надо цистерну брать с собой
Сергей Ломунов:
коньяка?
Сергей Мясников:
Если столько ездить, то даже пиво можно не брать
Сергей Ломунов:
да
Сергей Мясников:
Когда его пить то?
Сирожа, мы же можем слегка обрезать маршрут если что?
Сергей Ломунов:
я сейчас над этим работаю
но только он уже обрезан до минимума
ехать смотреть половину смысла нет
Сергей Мясников:
Уаз развалится
Сергей Ломунов:
попытаюсь оптимизировать
но это даст процентов десять прихода
не больше
Сергей Мясников:
Рисуй, Паганини

Экипаж автобуса подготовился к массовому исходу евреев из Египта автомобилей из Москвы, и стартовал из Нижнего, заранее отогнав туда автобус и купив билеты на поезд Мск – НН
А вот экипаж УАЗа понадеялся обмануть пару десятков миллионов понаехавших, и стартовал из Нерезиновой в ночи по трассе М5. Потеряв в итоге на ней около десяти часов в глухих пробках

Около сотни километров напрочь убитой трассы Саратов – Уральск, граница и ночевка в степи под Атырау

На следующий день потянулись до горизонта ровные и прямые, как стрела, дороги

Перевал Ман Ата. Здесь мы уже начали восторженно крутить головами и разевать рты на открывающиеся красоты:

К горе Шеркала подъезжали в кромешной темноте, пугая светом фар мечущихся тушканчиков

Овеянная легендами гора Шеркала является природным символом Мангистауской области. С определенной точки осмотра она выглядит как гигантская юрта, поставленная мифическими великанами-кочевниками в причудливых складках местности Акмыш. Гора Шеркала (абсолютная отметка 308 м) – большой останец причудливых очертаний, возникший в период формирования горных прикаратауских долин в результате поднятия суши из океанических пучин. Примерно 25 миллионов лет в результате мощного землетрясения дно океана на месте современного полуострова Мангышлак было вспорот на протяжении более 300 км складкой более древних пород. Чудовищная сила выворотила и поставила на дыбы пласт толщиной в несколько километров. Каратауская складка приподняла часть морских отложений и рассекла их многочисленными трещинами. 8 миллионов лет назад Туранская плита стала медленно подниматься с уклоном в западную сторону. Отступающий океан гигантскими волнами размывал по трещинам мягкие породы, создавая меловые куэсты, каньоны, причудливые горы-останцы. Ветер и дождевые потоки завершили величественное творение природы

Черепахи. Степного жителя ими не удивишь, конечно — но у нас эти панцироносные полноприводные животные вызывали неуемный восторг

Иногда на пути попадались харчевни:

Единственная за поездку тревожная ситуация была за поселком Сенек, в бездорожных ебенях. Повстречались с двумя пьяными казахами на новом белом Хайлюксе. Возможно, мы просто неправильно истолковали их настойчивое желание помочь. Но разговор получился жестким. Женская часть экипажа, наблюдавшая за беседой из машин, уже начала хвататься за ножи.
Тут я словил ключевой маркер. Едешь с ребенком — минимум две машины. С другом всегда отобьешься.

А дальше началась красота

Режим движения у нас был достаточно напряженный. Как только начинало рассветать — просыпались, завтракали, собирали лагерь и к моменту восхода солнца трогались в путь. На закате начинали искать место для ночевки, вставали, готовили ужин, заваливались спать уже в темноте. И так шесть ходовых дней, не считая доездинга туда и обратно

Местная пушистая фауна:

По степи вовсю снуют пирожки с хрустящей корочкой:

А вот и долина шаров:

По одной из местных легенд, на Мангистаускую землю пришли полчища врагов, как саранча покрыв землю. Местные жители простерли руки к небесам в молитве о помощи и были услышаны. Небеса разверзлись ливневыми потоками, громом и молниями. В один миг все враги превратились в камни. Так появились на Мангистау бесконечные поля и гряды необычных каменных образований – шаровидных конкреций. У геологов нет однозначного мнения о процессе, сотворившим их. В геологии считается, сколько исследователей конкреций, столько же мнений на природу их происхождения. По последней версии нашего актауского геолога-геофизика Геннадия Тарасенко, их происхождение связано с электроразрядами в земной коре и мантии, в зонах активных тектонических разломов. По ним происходят настоящие подземные грозы с молниями длиной в десятки километров. На конце линейных молний возникают вращающиеся шаровые молнии. Они то и являются причиной образования стяжений всевозможный взвесий, для примера илистых отложений океана, вокруг намагниченных ядер – отмерших организмов, опустившихся в ил

По грунтовке между конкрециями пробираются два велосипедиста, приехавшие своим ходом из Уральска (на минуточку, тысяча двести километров в один конец). Вот это маньячины!

В степи очень часто встречаются некрополи разных эпох:

Внутри мавзолея — могилы состоятельных людей. В стене обязательно есть дымоход, выходящий наверх. Навещающие ушедшего родственники разжигают внизу бумагу и ветки — считается, что поднимающийся вверх и выходящий из стен мавзолея дым помогает общаться с душами усопших

Могилы людей попроще — снаружи мавзолея:

Кое-где видны древние рисунки:

Дальше наш путь лежит на плато Жыгылган. Ранее я смотрел отчеты, читал об эмоциях приехавших сюда путешественников — но всё это померкло, когда мы подъехали к обрыву и подошли к его краю.
“Упавшая земля”:

На огромной площади поверхность земли в одночасье “провалилась”, образовав гигантскую котловину на берегу Каспийского моря

…бескрайняя степь вдруг обрывается отвесным обрывом в форме полумесяца протяженностью более 3 км. Высота отвесной стены местами достигает высоты 50 м. У основания этой стены располагается невообразимый каменный хаос. Здесь массивная известняковая плита толщиной 30-35 м, которая и формирует поверхность Тупкараганского плато, провалилась в некую пустоту, превратившись в нагромождения растрескавшихся массивных блоков, стен и башен. Жыгылган – огромный геологический оползень возникший в результате подмочки глинисто-песчаной подушки, на которой покоился пласт известняка. Очень вероятно, что такая площадь Тупкараганского «панцыря» могла сдвинуться в результате мощного подземного толчка. Тяжелая плита собственным весом выдавила мягкую подстилку и сбросила ее в море, а сама превратилась в будоражащий фантазию провал.

…расколовшиеся блоки открыли целый пласт окаменевшего ила, сформированного древним водоемом или отмелью. Ил был настолько плотным и пластичным, что сохранил отпечатки ног животных, посещавших это место порядка 10 — 15 миллионов лет тому назад.
В палеонтологии хорошо известны костные остатки трехпалых предков лошади (меригипусов или…) и саблезубых кошек (махайродов), но мало кто видел следы этих животных

После осмотра Жыгылгана нам очень захотелось устроить дневку на каспийском побережье. Воображение уже рисовало лагерь у лазурного прибоя, палатки на золотистом песке и медитативное созерцание солнца, садящегося в море. Несколько часов потратили на поиск дороги к берегу, нашли, кое-как (экипажи сказали – ну вас нахрен с таким уклоном, мы лучше пешком вниз пойдем) спустились к берегу.
На бескрайнем пустынном пляже крутил пятаки старенький 4Runner. Двое девушек и парень стояли рядом, а пилот, как мы думали, резвился. Увидев нас, что-то закричали и замахали руками – но было далеко, не расслышать
Выскочили из машин, собираясь бежать к воде купаться-умываться
– Так, смотрите, аккуратней – вон змея поползла
– Папа, вон еще две!
– Да их тут ..ля тыщи!!
В общем, по берегу практически шагу нельзя ступить, чтобы не наткнуться на пресмыкающихся. Лежат гроздьями на песке, под камнями и прямо в воде. Больше всего у воды
4Runner меж тем закончил свою акробатику и остановился. Весь его экипаж раскорячился на четвереньках с разных сторон и с увлечением тыкал палками погрустневшему джипу в подбрюшье
– Мда, тут нам искупаться не удастся.. Давай-ка к ребятам подъедем – что там у них?

Выяснилось, что челябинские путешественники, как и мы, соблазнились живописным побережьем и спустились на пляж. Не успели отойти от машины, как ползучая гадина заползла по колесу на мост, и потом спряталась где-то на раме. Учитывая то, что автомобиль был слегка гниловат, и наверняка имел непредусмотренные изначально сообщения между рамой и кузовом – ребята справедливо опасались ехать дальше со змеей под брюхом, пытаясь ее выковырять уже часа три. Дожидаться окончания представления мы не стали, пожелали им удачи и покатили обратно в степь, которая вдруг стала уютной, гостеприимной и безопасной

На следующее утро выдвигаемся от моря вглубь Мангышлака, в направлении Босжиры

Запас питьевой воды в несколько десятков литров каждый экипаж везет с собой. Воду для технических нужд набираем в степи, в основном на водопоях для скота

Перед тем, как уйти в урочище Босжира, заезжаем в Форт-Шевченко — залиться до краев топливом и подлатать матчасть. У УАЗа стандартная проблема — оборвало верхний кронштейн переднего амортизатора (привет тяжеленным тридцать вторым каткам на дисках с неимоверным вылетом).
В поисках сварочных дел мастера пытаем интернет, опрашиваем местных. Находим сервис (восемь утра, он еще не работает), встаем в очередь.
За нами встает Шкода, из нее выходит представительный мужчина в полицейской форме. Знакомимся, закуриваем.
В результате беседы бросаем очередь и едем вместе с Асхатом к его знакомому сварщику. Асхат, забив на все свои дела, два часа кряду лично контролирует, хорошо ли нам приварят кронштейн:

Потом ведет нас обедать в лучшее заведение города, где мы объедаемся вкуснейшим лагманом.

На площади около рынка встречаем группу путешественников — они едут по нашему же кольцевому маршруту, только в обратном направлении. Обмениваемся впечатлениями:

Сытые и довольные (машины опять исправны) выкатываемся на окраину города и встаем заправляться.
На заправку въезжает белый сто двадцатый Prado, из него выходит казах в спортивных штанах:
— Здравствуйте, путешествуете?
— Привет, ага
— Откуда едете?
— Нижний Новгород, Москва
— Наверное, помыться хотите?
@ля, мы неделю в степи, все в грязи и пыли..
— Конечно, хотим!
— Здесь термальный источник есть, там хорошо будет
Начинает объяснять, как проехать к источнику, тычет пальцем в карту на планшете, и внезапно — Поехали, я провожу!
И едет с нами семь километров за город, чтобы показать первым встречным путешественникам, где они могут помыться…
Такого удовольствия от горячей воды мы еще не испытывали. Какой же кайф!

Едем дальше. От бескрайних просторов вокруг — совершенно нереальные ощущения

Ни один скульптор не сравнится мастерством с природой, главный инструмент которой — время

Видите колею на вершине? Нам туда:

Экипажи порядком вымотались, пора искать место для стоянки

Здесь у нас будет единственная дневка за одиннадцать ходовых дней:

Впереди — больше суток отдыха

Вокруг необыкновенные фигуры

Не укладывается в голове, что это сотворила текущая и капающая вода:

Снова черепахи:

На одном из холмов натыкаемся на древнее кладбище:

Солнце садится, возвращаемся обратно в лагерь

Самое вкусное у нас припасено напоследок. Маршрут по видовым точкам вокруг урочища Босжира

Открывающиеся пейзажи имеют такой размах и глубину, что смотреть на них можно бесконечно. Ребенок медитирует перед утренней кашей:

Едем поверху чинка, описывая вокруг Босжиры дугу

Небо слегка пасмурное, и это хорошо — солнце не напрягает глаза
Единственный на два экипажа бинокль пользуется бешеной популярностью, его просто рвут из рук

Думаю, и пары недель не хватит, чтобы увидеть все необыкновенные формы и краски Босжиры
Величие и сила природы здесь ощущаются очень остро

На одном из склонов чинка замечаю какую-то винторогую животину с детенышем. Скачут по отвесным стенам они так быстро, что поймать в объектив их практически невозможно:

Экипаж автобуса нашел отторгнутые рога и радуется:

Жадность не позволила бросить эти милые рожки в степи, и они поехали с нами в Нерезиновую. Вместе с морскими ежами и белемнитами.
Интересный, кстати, момент. Когда держишь в руках организм, который шестьдесят пять миллионов лет назад бороздил океан ровно на том месте, где ты сейчас стоишь — это никак не укладывается в голове. От таких размышлений веет каким-то холодным необъяснимым космосом

У экипажа УАЗа тоже радость. Штурман сегодня рулит, а пилот… ну, в общем, наоборот:

Запчасти от верблюда удостоились целой фотосессии. Дикие горожане, что с них взять…

Спускаемся с чинка вниз:

И начинаем искать место для лагеря

Сегодня будет последняя ночевка на Мангышлаке

Солнце садится, и мы встаем

Только начали готовить ужин — в лагерь пожаловали гости.
По опыту, если вы, находясь на Манглышлаке во время майских праздников, встретите банду путешественников — с наибольшей вероятностью во главе ее будет некто Шаталов. И точно — это был именно Евгений, за которым следовала лихая стая квадроциклистов

Спокойно переночевав (в этот раз от ветра мы были закрыты чинком), утром немного плутаем по степи и вываливаемся в цивилизацию:

Пообедав уже на трассе, в очередной раз убеждаемся: чем более душераздирающе выглядит придорожное кафе, тем вкуснее в нем еда. Вот так со двора выглядит заведение, в котором нас до отвала накормили вкуснейшим обедом:

Через пару десятков километров после границы встаем на последнюю ночевку на берегу Урала. Завтра предстоит полуторатысячный перегон до дома

Полуостров Мангышлак и его пронзительные пейзажи настолько глубоко запали в душу, что она (душа) уже третий год зудит и чешется, готовая в первую же выдавшуюся свободную неделю опять умчаться в степи Казахстана. И я точно знаю, что в следующий раз обойдусь без гоночных окольцовываний полуострова, а мееедленно спущусь на дно урочища Босжира и пропаду там на несколько долгих прекрасных дней