Абзетцер (от немецкого Absetzer, absetzen – выгружать в отвал) является горным отвалообразовывающим оборудованием для складирования вскрышных пород или других материалов, возникающих при добыче или обогащении в горном производстве или в энергетике.
В тридцатые годы прошлого века между городами Егорьевск и Воскресенск было открыто крупное месторождение осадочных пород, а именно фосфоритов, используемых для производства минеральных удобрений. Площадка получила название Лопатинский фосфоритный рудник, а самый расцвет добычи пришелся на шестидесятые годы.
Особенностью месторождения было относительно неглубокое залегание мягких вскрышных пород, в связи с чем для получения оптимальной производительности использовался открытый способ добычи, а в качестве оборудования применялись многоковшовые экскаваторы на рельсовом, гусеничном и шагающем ходу.
Когда мы были на карьере в конце 2018 года, добыча еще велась – правда, уже не фосфоритных пород, а кварцевого песка для производства стекла. Однако на данный момент работы на площадке полностью остановлены, железнодорожные пути разобраны и вывезены, а многоковшовый гусеничный экскаватор Takraf ERS-710 выставлен на продажу в качестве металлолома – по слухам, за сорок миллионов рублей.
Абзетцер был произведен немецкой компанией Tagebergbau-Ausrüstungen, Krane und Förderanlagen – сокращенно TAKRAF – в 1983 году, и целых четыре года специалисты из ГДР собирали его непосредственно на месте будущей работы. В 1987 экскаватор начал функционировать, и работал до 2019 года.
Стрела экскаватора оснащена тридцати восемью ковшами, каждый ковш имеет объем 710 литров (отсюда цифра 710 в индексе модели)
Вид изнутри ковша:
Положение стрелы регулируется тросами с помощью пяти барабанов – можно задать любую необходимую геометрию
Ковши подают породу на тарельчатый питатель, расположенный в середине основной башни экскаватора, и далее она по ленточному транспортеру загружается в вагоны:
Состав из двенадцати железнодорожных вагонов загружается в течение пятнадцати минут
Экскаватор работает полностью на электричестве, по толстенным кабелям на него подается 6 киловольт
Один из пультов управления:
Рядом с Такрафом стоит одноковшовый шагающий экскаватор-драглайн ЭШ-11/70, произведенный на Ново-Краматорском машиностроительном заводе. В его задачи входила расчистка грунта и подготовка площадок для работы абзетцера
После осмотра ожидающих смерти под ножами сборщиков металлолома гигантов нам нестерпимо захотелось отобедать, для чего была найдена укромная поляна неподалеку от карьера:
Пикник на обочине:
Ни дождь, ни ветер не помешали насладиться кулинарными изысками
И в обратный путь мы отправились сытые и довольные
PS. О том, как добраться до экскаваторов.
После Воскресенска надо ехать до поселка Новочеркасское и, не въезжая в него, повернуть направо на грунтовку в точке с координатами 55.291815, 38.863686, далее ехать до КПП с шлагбаумом в точке с координатами 55.268479, 38.815375.
Далее – на усмотрение охраны. Могут пропустить на машинах, подняв шлагбаум, а могут и отказать. Нас не пропустили, и от КПП до абзетцера мы шли пешком, в хорошую погоду такая прогулка не составит труда.