vanlife travel

Абзетцер в песках Воскресенска: последние дни гиганта

lopatinskij-karjer-voskresensk

Абзетцер (от немецкого Absetzer, absetzen – выгружать в отвал) является горным отвалообразовывающим оборудованием для складирования вскрышных пород или других материалов, возникающих при добыче или обогащении в горном производстве или в энергетике.

gigantskij-ekskavator-voskresensk

В тридцатые годы прошлого века между городами Егорьевск и Воскресенск было открыто крупное месторождение осадочных пород, а именно фосфоритов, используемых для производства минеральных удобрений. Площадка получила название Лопатинский фосфоритный рудник, а самый расцвет добычи пришелся на шестидесятые годы.
Особенностью месторождения было относительно неглубокое залегание мягких вскрышных пород, в связи с чем для получения оптимальной производительности использовался открытый способ добычи, а в качестве оборудования применялись многоковшовые экскаваторы на рельсовом, гусеничном и шагающем ходу.

lopatinskij-fosforitnyj-rudnik

Когда мы были на карьере в конце 2018 года, добыча еще велась – правда, уже не фосфоритных пород, а кварцевого песка для производства стекла. Однако на данный момент работы на площадке полностью остановлены, железнодорожные пути разобраны и вывезены, а многоковшовый гусеничный экскаватор Takraf ERS-710 выставлен на продажу в качестве металлолома – по слухам, за сорок миллионов рублей.

takraf-ers-710

Абзетцер был произведен немецкой компанией Tagebergbau-Ausrüstungen, Krane und Förderanlagen – сокращенно TAKRAF – в 1983 году, и целых четыре года специалисты из ГДР собирали его непосредственно на месте будущей работы. В 1987 экскаватор начал функционировать, и работал до 2019 года.

abzettser-takraf-voskresensk

Стрела экскаватора оснащена тридцати восемью ковшами, каждый ковш имеет объем 710 литров (отсюда цифра 710 в индексе модели)

strela-abzettsera

kovshi-ekskavatora

Вид изнутри ковша:

vid-iznutri-kovsha-objemom-710-litrov

Положение стрелы регулируется тросами с помощью пяти барабанов – можно задать любую необходимую геометрию

strela-mnogokovshovogo-ekskavatora

barabany-regulirovki-polozheniya-strely

Ковши подают породу на тарельчатый питатель, расположенный в середине основной башни экскаватора, и далее она по ленточному транспортеру загружается в вагоны:

lentochnyj-transporter-pogruzki

transporter-pogruzki

Состав из двенадцати железнодорожных вагонов загружается в течение пятнадцати минут

ekskavator-takraf-ers-710

Экскаватор работает полностью на электричестве, по толстенным кабелям на него подается 6 киловольт

ekskavator-takraf

tablitza-signalov

Один из пультов управления:

pult-upravleniya-ekskavatorom

gusenichnyj-mnogokovshovyj-ekskavator

karjernyj-ekskavator-voskresensk

Рядом с Такрафом стоит одноковшовый шагающий экскаватор-драглайн ЭШ-11/70, произведенный на Ново-Краматорском машиностроительном заводе. В его задачи входила расчистка грунта и подготовка площадок для работы абзетцера

shagayushij-ekskavator-nkmz

abzettsery-ekskavatory-voskresensk

После осмотра ожидающих смерти под ножами сборщиков металлолома гигантов нам нестерпимо захотелось отобедать, для чего была найдена укромная поляна неподалеку от карьера:

stareks-klub-na-prirode

Пикник на обочине:

piknik-na-obochine

raspolozhilis-na-obed

prigotovlenie-plova

zhuchara-zharit-sosiski

ruslan-tushakov

andrej-zhuchara

Ни дождь, ни ветер не помешали насладиться кулинарными изысками

koster

И в обратный путь мы отправились сытые и довольные

mikroavtobus-stareks

PS. О том, как добраться до экскаваторов.
После Воскресенска надо ехать до поселка Новочеркасское и, не въезжая в него, повернуть направо на грунтовку в точке с координатами 55.291815, 38.863686, далее ехать до КПП с шлагбаумом в точке с координатами 55.268479, 38.815375.
Далее – на усмотрение охраны. Могут пропустить на машинах, подняв шлагбаум, а могут и отказать. Нас не пропустили, и от КПП до абзетцера мы шли пешком, в хорошую погоду такая прогулка не составит труда.

shlagbaum-kpp