Нет мудрее и прекрасней средства от тревог
Чем ночная песня шин
Длинной-длинной серой ниткой стоптанных дорог
Штопаем ранения души
Ю. Визбор
В июне у нас была запланирована поездка в Дагестан. Как ни жаль, но горы пришлось отменить, поскольку республика была наглухо закрыта, также как и соседние Карачаево-Черкесия с Кабардино-Балкарией.
Куда же податься бедному туристу в лихое коронавирусное время? Буквально до последнего дня мы не знали, куда отправимся, по несколько раз в сутки отслеживая скудные новости о планирующихся открытиях регионов. И вот, совершенно внезапно, за день до старта открылась Карелия. Едем!
Первый экипаж без особых приключений долетел до вожделенной республики, переночевал на берегу озера и утром двинулся на точку, где была запланирована первая стоянка.
Добрались! Разбиваем лагерь:
На этом озере мы стояли десять лет назад, во время второго северного путешествия. В августе 2010 мною при помощи карельских грейдеров был талантливо демонтирован задний амортизатор черного автобуса вместе с куском лонжерона, и планы добраться до Белого моря накрылись рваным корейским железом. Тогда, заглушив обрывки тормозных трубок, мы искали хорошую стоянку, на которой можно было бы постоять несколько дней, не сильно жалея об отменившейся Мурманской области. Удивительно, но достойное место для лагеря, два раза становившееся нашим домом, посоветовал местный житель. И вот мы здесь в третий раз:
Картинки с карельскими озерами снятся мне каждый год с сентября по июль включительно. В этом году благодаря коронабесию мы отправились на север не в августе, а в июне — по любимым местам получилось скучать на два месяца меньше
Край тысячи озер:
Однако достаточно созерцаний, пора добыть что-нибудь пожрать
Тушка в подсачеке — окунь на кило сто пятьдесят. Таких реликтовых чудищ мне раньше не то что ловить — даже видеть не приходилось:
За рыболовными процедурами не заметили, как подкрался вечер, и на камнях и соснах заиграли золотистые краски садящегося солнца
Самое замечательное утро на свете:
Десять лет назад на этом же месте Ольга, получившая в этом году права и поступающая в институт, бегает по каменной гряде:
Сегодня у нас будет уха:
Как проходил процесс чистки кистепёрого окуня — не опишешь в словах. Проткнутые иголками плавников пальцы, затупившиеся о чешую ножи — это было прекрасно! По-хорошему, это ископаемое надо было запихивать прямо в чешуе в коптилку, но нам-то возжелалось именно ухи…
К вечеру в лагерь прибыл экипаж Андрея и Жанны:
И немедленно принялся исследовать акваторию:
А уже следующим утром мы попрощались с гостеприимным озером
И отправились на север
Вкатившись на заправку в Зеленоборском, я открыл фейсбук, где первым же постом высветилось недавнее сообщение Алексея Мочалова о том, что для иногородних въезд в Кандалакшский район закрыт. Уверенность в успехе нашей операции свалилась примерно к нулю, но отступать было бы глупо, и около девяти вечера две машины на номерах 52 и 82 регионов, миновав перегороженный бетонными плитами первый въезд в Кандалакшу, подъехали к блок-посту на втором въезде в город: — Здравствуйте, документы. Паспорта тоже давайте.
После довольно длинного разговора, демонстрации документов на аренду жилья, осмотра членов второго экипажа, обсуждения вместимости Старекса и особенностей рыбацкого отдыха на Терском берегу, я, не дыша от счастья, медленно воткнул первую передачу.
НАС ПРОПУСТИЛИ!!!
Далее как обычно был бешеный перегон до Умбы — очень хотелось попасть на тоню Тетрина до прилива и заночевать уже на базе.
И тут мы слегка пощекотали себе нервы. В попытках проскочить по полосе отлива за два часа до полной воды, бус на заднем приводе (полный бессимптомно отвалился, и выяснили мы это уже в процессе литоральных развлечений) пару раз слегка притонул
Если бы не динамическая девятитонная стропа Procomp, купленная еще в 2008 году для черного буса, и с тех пор валявшаяся в багажнике без дела — плавать бы автобусу в Белом море. В течение полутора часов подъем воды в прилив от того положения, что запечатлено на видео, составил бы примерно 0.7 метра. Разумеется, без грамотных, техничных и быстрых действий Андрея, командира второго экипажа, бус также не удалось бы спасти
Чудом выбравшись из няши вокруг второго ручья, благоразумно решили третий ручей не штурмовать и подождать отлива
Такой была ночь на Белом море:
К пяти часам утра мы, слегка уставшие, по низкой воде добрались до тони Тетрина
Пару часов подремали, и — Лодки на воду!
Рассказы Александра Борисовича о жизни поморов и об истории края можно слушать бесконечно
Воссозданная им тоня уникальна, ничего подобного на Кольском найти в принципе невозможно
Неудивительно, что Александра Борисовича Комарова знают не только во многих регионах нашей страны, но и за рубежом — иностранные гости на тоне далеко не редкость. Знал это имя и гаишник на блок-посту в Кандалакше 🙂
На следующий день отправились вдоль берега искать рыболовные места — погода и ветер клёву не благоприятствовали, рыба упорно бастовала и явно не желала превращаться в котлеты
Терский берег порадовал необыкновенно чудесной атмосферой. Жаркие солнечные дни, восхитительные запахи нагретой солнцем хвои, уютные прикрытые соснами от ветра стоянки — меня не покидало ощущение, что мы находимся где-то на черноморском побережье
На берегу попадаются вот такие стоянки категории «четыре звезды»
Но прекраснее нашего лагеря всё равно нет!
В один из дней ездили добывать еще один карбас для музея, и благодаря этому мероприятию первый раз заехали в Кузреку, которую обычно пролетали ходом
Наконец-то исследовали мыс Носок — обычно времени на него не находилось. Очень живописное место!
21 июня на тоне Тетрина состоялось открытие мемориальной таблички с именами летчиков, погибших в годы Великой Отечественной на Терском берегу. Благодаря Александру Борисовичу Комарову, ведущему работы по поиску упавших самолетов, сбору информации о летчиках и захоронению погибших, память о великом подвиге людей остается с нами
Пора и в дорогу, нас ждут курорты Баренцева моря
Из чуть более двухсот километров трассы Кола от Кандалакши до Мурманска примерно пятую часть занимает ремонт дороги — соответственно, в наличии имеются все удовольствия в виде длинных реверсов, щебенки и туч пыли. Потерять на этом участке можно от полутора до трех часов.
Нашей целью был поселок Дальние Зеленцы, который находится на северном побережье Кольского полуострова примерно в ста километрах за Териберкой. Плотно закупившись в мурманской Ленте провизией, мы выдвинулись на восток.
До поворота на Териберку проложен неплохой асфальт, а дальше начинается грейдер
Снега в тундре много — на календаре между тем 22 июня. Уровень воды в бродах высокий, грейдер местами основательно размыт
Изрядно вымотавшись, мы подобрались к Дальним Зеленцам километров на восемь, уже предвкушая, как будем разбивать лагерь под грохот прибоя, и внезапно уперлись в непроходимый перемет высотой далеко за багажник и длиной метров пятьдесят. Приехали.
Пробить в таком завале дорогу в четыре руки и две лопаты не представлялось возможным. Разворачиваться было невыносимо обидно.
Два часа ночи, полярный день, солнце висит высоко над горизонтом и нам даже показывают утешительную радугу:
Сначала мы хотели заночевать недалеко от места разворота, потому как успели порядочно утомиться нелегкой дорогой, но удобных стоянок найти не удалось. Тундра вся пропитана талой водой, и съехать с грейдера практически невозможно. Решили тянуть до Териберки.
В получивший известность поселок вкатились около четырех утра. Место для лагеря искали около полутора часов — хотелось найти закрытую от крепкого ветра стоянку, и непременно у моря. Выполнить второе условие удалось легко, а вот с первым никак не получалось — казалось, ветер дует одновременно со всех сторон.
Наконец, встали
Холодное дыхание сурового Баренца. Плюс два градуса, непрерывный ветрище, каждые полчаса короткий дождь, причем капли и морось летят горизонтально. Но как же вокруг красиво!
Утро встретило короткими просветами синего неба и таким же шквальным ветром
В Териберке уложен свежий асфальт, вдоль дорог стоят новенькие мусорные баки, строятся новые здания, туристические базы и гостевые дома — в общем, после съемок в этих суровых местах всем известного фильма поселок явно воспрял
Немного покатались по окрестностям, и решили возвращаться обратно в теплую Карелию.
Пробившись через ремонтируемые участки дороги, пообедали в Тэдино (категорически рекомендую — уже который раз там останавливаемся, кухня всё так же прекрасна и богата выбором. Лучшее кафе на трассе Кола!) и глубокой ночью, пройдя за день около девятисот километров, добрались до намеченной точки. Здесь будет наша последняя в этой поездке стоянка
Карельские ночи:
Вид на наш лагерь с воды:
Однако, неплохо бы добыть что-нибудь на обед:
Мидии были приготовлены по всем правилам ресторанного искусства и заслужили искреннее признание:
А на ужин были копченые окуни
На следующее утро экипаж Андрея и Жанны отбыл в Питер, а мы остались еще на один день, греться на солнце и любоваться чудесными картинами карельской природы
Это была наша десятая, юбилейная поездка на север — однажды побывав в этих краях, забыть их решительно невозможно, они поселяются в сердце навсегда и будут манить к себе снова и снова.