vanlife travel

Спальная полка в автомобиле для путешествий

С 2009 по 2014 год включительно мы путешествовали на машине по северам в формате “лифтованный обвешенный железом черный автобус, палатки, кухонно-тусовочный шатер Алексика и коптилка размером с хороший сундук”. Встав лагерем, проводили на одном месте по три-четыре дня. Но в 2015 перед путешествием на Мангышлак (это был первый дальний выезд серого стокового автобуса) стало понятно, что концепцию нужно менять – график передвижений предполагался совсем другой. Причем на необходимые изменения в лучших традициях любителей ночей последних гаек оставалось пять дней.

– Нам нужна спальная полка! – ещё один всё понял… (с)

Как обычно, спешному изготовлению изделия предшествовало обстоятельно подготовленное техническое задание. В моем понимании, спальник в автомобиле должен удовлетворять следующим требованиям:
– вмещать под собою стандартные 20-литровые канистры с топливом в вертикальном положении
– не требовать изменения конструкции кузова автобуса для крепления (сверления отверстий, сварки и т.д.)
– иметь конструкцию двойного типа: стационарная жестко закрепленная на кузове задняя часть (взамен демонтированного третьего ряда сидений) плюс легкоразборная передняя часть для возможности использования на дневных перегонах среднего ряда сидений со штатными ремнями безопасности
– размеры спальника должны позволять двум взрослым людям спать в любых позах вплоть до морской звезды, не задевая друг друга. Спокойный комфортный сон после длинных дневных перегонов – для нас это святое
– легкий доступ к шмурдяку, хранящемуся под спальной полкой. Во время движения на полке должны быть только расстеленные спальники и сумки с продуктами, купленными для ужина. Всё остальное должно убираться под полку
– прочность и надежность: висящего на любом углу/стороне спальника взрослого человека конструкция должна выдерживать с двукратным запасом. Ибо условия стоянки могут быть разными. Попробуй заберись, например:

Исходя из части вышеперечисленных запросов и требуемых сроков изготовления, были выбраны материалы “стальной уголок и фанера”. Простота и скорость работ (требовались лишь сварочный инвертор, болгарка, электролобзик и клей) на тот момент представлялись наиболее важными. И что характерно, спустя четыре года могу сказать, что при необходимости эту конструкцию повторю, внеся лишь незначительные изменения.

Перед Казахстаном я даже не успел приделать задний борт, не говоря уже о передней складной части спальника. Сделал только заднюю стационарную часть. В итоге на Мангистау мы поехали вот в таком виде:

spalnaya-polka-v-avto

Вэнлайф в неподготовленных условиях весьма суров. Так выглядели наши ночевки:

По возвращении, естественно, принялся за доработки и изготовление передней складной части спальной полки:

И вот недавно отснял конструкцию уже не на кнопочную нокию, как в 2015, а немного более качественно.
Давайте же разберем технические подробности.

spalnik-v-mashine-svoimi-rukami

Каркас задней части выполнен без сплошных продольных верхних опор. Это позволяет надеяться, что в случае приезда фуры в корму автобуса пилот, штурман и пассажиры второго ряда не будут, подобно коллекционным бабочкам на иголках, нанизаны на стальной уголок:

Задняя часть спальника жестко крепится к кузову автобуса четырьмя болтами в штатных местах крепления снятого третьего ряда сидений. По два болта с каждого борта. На фото ниже эти болты видны:

spalnik-avtomobilniy

Фанера для полок использовалась 12-миллиметровая, потому как расстояния между опорными уголками приличные, да и запас прочности мне всегда греет душу. Петли для подъемных частей покупались первые попавшиеся в Оби, карпет модного мышиного цвета приобретался в нижегородской обители сектантов тазо-тюнинга

spalnik-v-mikroavtobus-vanlife

Перейдем к разборной передней части спальной полки. Повторюсь, среди прочего важна была прочность, поэтому разнообразные варианты слайдеров/раскладушек, опирающихся на шаткие стойки или на сиденья, после вдумчивого изучения отвергались. После довольно долгих, творчески-мучительных раздумий в мозгу родилась вот такая конструкция:

Состоящая из следующих элементов:

Это две z-образные формы, крепящиеся к стационарной задней части тремя (когда лень – двумя) болтами каждая; уголок-поперечина, связывающий их двумя болтами; и фанерная полка из двух раздельных половин:

Поперечина (простите великодушно, опять на нокию из архива):

При необходимости взять на борт пассажиров второго ряда выполняются следующие действия:
– откручивается по единственному болту на фанерной половине передней части (с каждого борта этот болт соединяет полку, z-форму и поперечину) – итого 2 болта
– откручивается по два болта на каждой z-образной опорной конструкции, крепящих ее к стационарной задней части – итого 4 болта
– после чего всё демонтированное оборудование сдвигается на заднюю стационарную часть спальника

Вечером после приезда в базовый лагерь спальник раскладывается в обратном порядке. Процедура занимает около 15 минут

Спальная полка испытана четырьмя годами путешествий, легко выдерживает троих человек (двое взрослых и подросток почти с меня ростом :), и за прошедшее время от нее ничего не отвалилось не потребовала никаких доработок. Размер спального места в чистоте – 210×153